Продолжая просмотр, Вы соглашаетесь с тем, что Ваши данные могут быть обработаны. Компания обязуется не передавать полученную информацию третьим лицам
Принять
Участница конкурса «Я могу! Я рисую!» из Новосибирска Алиса Богачева не видит, и о том, как она училась рисовать, рассказывает мама - Ильина Ольга Владимировна.
«Начну вот с чего... Дело в том, что мы, зрячие, пока не столкнемся с тем, что наш ребенок не видит, совершенно не представляем себе, как видят мир незрячие люди. И мы не готовы к тому, чтобы ПОНЯТЬ. Я хочу, чтобы Вы поняли хоть что-нибудь...
Мир для незрячих выглядит совсем по-другому, чем для нас. Он главным образом звуковой. Если поставить нормально развитого слепого ребенка или взрослого в коридоре, в который выходят пять закрытых дверей, он безошибочно расскажет, где находится каждый из членов семьи, и что он делает (до подробностей). И закрытые двери ему не помешают, потому что для него в каждый момент существует все, что он СЛЫШИТ.
Совсем по-другому обстоит дело с предметным миром, особенно с большими объектами... Для незрячих реально существуют в практически таком же виде, как для нас, главным образом только те предметы, которые можно ощупать руками, при этом они существуют ТОЛЬКО В ТРЕХМЕРНОМ ВИДЕ. Глазам нашим все равно, смотрят они на предмет или его изображение. Если изображение типа фотографии, то на сетчатке вообще образуются почти одинаковые зрительные образы... потому рисунок всегда легко узнается мозгом. Для слепого же трехмерный предмет и его двумерное изображение на бумаге никак не связаны друг с другом! Поэтому многие незрячие просто НЕ ПОНИМАЮТ рисунков. Вообще. И их надо специально этому учить. Надо оговориться, что я имею в виду тотально незрячих (как мы), потому что в категорию "незрячие" попадают и люди с остаточным зрением, у них порой дело обстоит намного лучше, они что-то где-то видят и какие-то зрительные образы имеют.
Поскольку Алиса, кроме слепоты, имеет и другую патологию (у нас патология речи: она плохо понимает речь и плохо разговаривает. У нас была сенсорная алалия, но, к счастью, после девяти лет она начала говорить), мы учимся в школе индивидуально и по вспомогательной программе, закончили 7ой класс. Три года назад нам повезло, досталась замечательная учительница по труду и ИЗО, Носонова Ольга Алексеевна, которая и начала учить моего ребенка узнавать картинки и рисовать. Дело шло очень трудно, она перепробовала много способов, как для объяснения рисунка, так и для рисования. И нашла подход к ребенку!
Скажу честно, я считала, что рисование в нашем случае - абсолютно бесполезный предмет. Но ребенок с таким удовольствием ходил на этот урок, что я решила, что ладно, пусть занимается. В нашей жизни не так много радостей. А потом вдруг выяснилось, что рисование помогает понимать чертежи по математике, и чертить она стала с пониманием дела. Польза была налицо. А потом мы начали и рисовать! Мой ребенок удивил меня в очередной раз.
Эти рисунки - результат трехлетнего труда педагога. Рисунки срисованы из специального пособия для незрячих. Перед тем, как рисовать, учитель с ребенком рассматривает рисунок, обговаривается все: сколько этажей, сколько окон, есть ли труба, идет ли из нее дым, что на небе (чего мой ребенок НИКОГДА не увидит) и пр., и пр.
Рисуют грифелем, проводя линии на специальной пленке, в специальном приборе для рисования. В основе - толстая резина. При проведении линии на пленке остается полоса, которая и видна, и хорошо ощущается пальцами. Проводить линии тоже пришлось учиться: письмо по Брайлю предполагает только умение накалывать точки. До того, как рисовать в приборе, какое-то время рисовали на бумаге, накалывая точки. Потом научились именно рисовать. Получаются пока неплохо только прямые линии. Чтобы рисовать прямоугольники, учительница придумала способ рисования "на счет": линия на 10 счетов вправо, 5 вниз, 10 влево и 5 вверх... мы любим числа, у нас "пошло" так.
На конкурс мы отправили несколько работ «Дома», Алиса их рисовала на уроке, а учительница была просто счастлива, она не ожидала, что получится так здорово!