Детство самое прекрасное время и для того, чтобы занятия с детьми с ограниченными возможностями по изобразительному творчеству были интересными и эффективными, считаю, что нужно экспериментировать, совершенствовать формы, методы и приемы работы. Надо стремиться, чтобы на каждом занятии присутствовал элемент неожиданности, новизны, творчества.
Не секрет, что дети с ограниченными возможностями на первых занятиях испытывают затруднения с изобразительными материалами, рисуют однотипно, размашистыми движениями, не регулируя силу нажима, недостаточный уровень самостоятельности при выполнении работы. И первыми его помощниками становятся родители. За период дошкольного детства ребёнок проходит большой путь в развитии своего творчества. Беспомощные каракули малышей постепенно сменяются предметными и сюжетными рисунками.
Используемая на индивидуальных занятиях мнемотехника, является частью инновационных технологий, которая способствует всестороннему развитию творческой личности ребенка. Эта система методов и приемов, обеспечивает эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, развитие речи, ассоциативного мышления, памяти, внимания, воображения, мелкой моторики рук и развития художественных навыков.
В своей работе на занятиях с детьми с ограниченными возможностями использую следующие приёмы мнемотехники: мнемоквадраты, мнемодорожки и мнемотаблицы (ассоциативные рисунки), схематично – рисуночная мнемоника.
1. Мнемоквадрат – это отдельная карточка — изображение с определенной информацией. Рисунок в квадрате обозначает, либо одно слово, либо словосочетание, либо простое предложение. Это может быть как предмет, так и действие. Опорное изображение помогает ребенку легче перекодировать информацию из абстрактной в визуальную и наоборот. Занятия с карточками в игровой форме можно проводить с детьми с 3 лет. В диагностике также используются разрезные карточки автора д.п.н. профессора А.А.Штец.
2. Мнемодорожка – это последовательность трех и более мнемоквадратов, расположенных линейно. Рисунок в каждом квадрате, соответствует одному слову или словосочетанию. Опираясь на изображения, ребенок составляет историю из нескольких простых предложений. Использование наглядных схем, изображений помогает детям зрительно представить абстрактные понятия (слово, предложение).
3. Мнемотаблицы – это графическое изображение (рисунок) — схема запоминаемого слова, действия, словосочетания. Каждое слово, словосочетание или небольшое предложение заменяется опорным изображением в определенном порядке. С помощью схематических графических изображений можно запоминать различные виды информации: стихи, скороговорки, сказки. Глядя на рисунки, ребенок воспроизводит текстовую информацию, так как в этом процессе одновременно задействовано и слуховое и визуальное восприятие. Знакомство с мнемодорожками и мнемотаблицами можно проводить в возрасте 4-7 лет.
4. Схематично – рисуночная мнемоника – это практическое составление мнемодорожек и мнемотаблиц. Ребенок в сопровождении, а в дальнейшем самостоятельно выполняет задание.
Для того чтобы занятия проходили с пользой, придерживаюсь нескольких правил:
• Начинаю занятие с простого задания. Сначала берем единичные изображения, а потом постепенно добавляю сложность, чтобы у ребенка была уверенность в своих силах. Можно сделать схематичный рисунок. Например, рисуем предметы круглой формы («Дорисовывание кругов» автор Комарова Т.С.), в дальнейшем используются более сложные формы (квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб).
• Не стоит на одном занятии сразу показывать больше двух мнемодорожек или таблиц. Сначала количество квадратов в таблице должно быть минимальным. Если информации будет много, то ребенок устанет и не будет положительного эффекта от занятия.
• Для малышей изображения мнемодорожек должны быть красочными и цветными, чтобы привлечь внимание ребенка, так как они быстро запоминают цветные образы: солнце — желтое, трава — зеленая, небо – голубое, море – синее. Когда ребенок станет постарше, то можно использовать черно – белый вариант мнемотаблиц.
• После усвоения материала меняю тему занятий, чтобы не пропал интерес. На одном занятии составили стихотворение, на другом нарисовали скороговорку, на третьем знакомимся со сказкой, рассматриваем иллюстрации и рисуем персонажей.
• Занятие с ребенком проводится всегда только в хорошем настроении. Заставлять и уговаривать ребенка не надо, он с интересом участвует в творческом процессе.
• Все занятия проводятся в игровой форме. Если у ребенка пропало внимание и интерес, то лучше занятие закончить или переключить на другой вид деятельности. К каждому ребенку индивидуальный подход в соответствии с его возможностями.
Работа по составлению мнемотаблицы проходит в несколько этапов:
I этап. Рассматривание карточек и разбор того, что на них изображено.
II этап. Осуществление перекодирования информации, преобразование из абстрактных символов в образы. Составление мнемотаблицы.
III этап. Пересказ с опорой на символы (образы), происходит отработка методов запоминания.
IV этап. Графическая зарисовка мнемотаблицы, схематичное изображение или выполненный цветными карандашами мини рисунок.
V этап. Каждая таблица может быть воспроизведена ребёнком при её показе.
В результате проведения цикла занятий с использованием мнемотехники виден положительный результат в овладении практическими умениями и навыками в художественной деятельности, отмечается устойчивый интерес к занятиям художественного творчества. Дети стали более самостоятельными при выполнении заданий, смелее высказывают свои идеи и творчески мыслят при воплощении своих идей и замыслов.
За время использования технологии мнемотехники в работе с особенными детьми я поняла, что это универсальная технология, применимая в различных развивающих направлениях: это и развитие воображения, внимания, мышления, памяти, мелкой моторики, развитие восприятия, речи, мотивации, самооценки, эмоционально-волевой сферы. Многообразие применения этой технологии, ее реализация происходит при отсутствии эмоционального напряжения со стороны ребенка, потому что она проходит в игровой форме и ребенок всегда мотивирован.