«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно,
но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл
перед детьми всеми красками радуги»
В. А. Сухомлинского
Более 6 лет я работаю психологом в отделении реабилитации несовершеннолетних с ограниченными умственными и физическими возможностями. Срок достаточный, чтобы приобрести немалый опыт работы с особыми детьми.
Начиная свою практику работы с детьми с ДЦП и нарушениями опорно-двигательного аппарата, я понимала, что нужен нетрадиционный подход к детям которые не говорят и не ходят. Чтобы подарить счастливую жизнь ребенку с особенностями развития возникла необходимость освоить новые приёмы и техники. Я видела, что эти дети непосредственны и беззащитны, они очень нуждаются в моей поддержке, и именно тогда я твердо решила «Что я справлюсь», «Я смогу», приложу все свои умения и попытаюсь сделать мир особых детей ярче.
Я обратила внимание, что, несмотря на тяжелые двигательные расстройства, дети проявляют интерес к движению карандаша или кисти, к следам оставляемыми ими на бумаге. С этого момента начала использовать рисование не как вид продуктивной деятельности самого ребенка, а как особый метод коррекции и развития. Зачем с ребенком с ДЦП рисовать? Польза рисования бесспорна и научно обоснована, поскольку художественные занятия один из способов познания окружающего мира. Изобразительное творчество можно назвать универсальным средством визуального общения и довольно мощный фактор для "запуска" двигательной деятельности ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, творческие способности, развивается воображение, мышление. Конечно, рисование создает замечательные условия и возможности для развития кисти рук. Прививать детям интерес к рисованию – значит способствовать позитивным изменениям в интеллектуальном, эмоциональном и индивидуально-личностном развитии ребенка. В рамках рисования можно решать очень много задач, однако традиционные технологии ДЦП-ятам не подходят. В моей группе большинство детей не могут самостоятельно удержать кисточку или карандаш, испытывают большие трудности при проведении прямых, вертикальных, горизонтальных линий, не могут выполнить даже самых примитивных рисунков.
Если ребенок не может самостоятельно рисовать, то я действую его руками сама. Применение мною метода рисования «рука в руке» дает возможность почувствовать ребенку, что он сам выполняет действия и одновременно может чувствовать поддержку взрослого.
Рисуем мы обычно за столом. Посадив ребенка к себе на колени или расположившись рядом, фиксирую предплечье ребенка, кладу его руки на стол, вкладываю в ладонь ребенка предмет (кисточку, поролон...). Беру его руку (тыльную сторону ладони) и физически помогаю ему выполнить задание, осторожно направляя руку ребенка в правильном направлении.
В некоторых случаях "влезть в кисть" таким образом не удается и тогда начинаю заниматься просто обхватив кулачок ребенка. Пробую создавать в кисти ребенка некие ощущения, поначалу слабенькие и медленные движения, лишь постепенно прибавляя интенсивности, побуждая ребенка к небольшому участию в движении, из пассивного движения переходя в совместную активность.
Многим детям, особенно «колясочным», занятия на горизонтальной поверхности оказываются проблемными. Стараюсь как можно чаще предоставлять возможность работать на магнитно-маркерной доске или на мольберте. Детям со специальными потребностями иногда трудно заметить мелкие следы своей изо- деятельности на стандартном листе, поэтому рисуем на больших форматах, на листах ватмана или на обоях, закрепленных на стене.
Опыт показывает, что художественное творчество может быть доступно даже детям с множественными нарушениями если рисовать необычными материалами и оригинальной, нетрадиционной техникой: пальчиками, ватными палочками, ладошками, пробками и даже мятой бумагой, малярными валиками и крупными кистями. Еще одним удачным приспособлением можно считать рисование поролоновыми губками, которые хорошо умещаются в ладони ребенка. Вся суть заключается в том, что ребенок охватывает губку раскрытой ладонью, и движения его рисующей руки сводятся к скольжению по поверхности листа. Для многих форм ДЦП выпрямление пальцев и «раскрытие» ладони ребенка – маленькая победа в его реабилитации. Эти способы изображения достаточно просты и напоминают игру, не утомляют детей и открывают очень много интересного, красивого, занимательного.
Каждое занятие провожу в игровой форме, свои действия сопровождаю чтением короткого стихотворения или потешки. Обязательно сообщаю тему занятия: «Посмотри, что это я приготовила? - правильно это бумага (листочек) и краски. - Что мы с тобой будем делать? - мы будем рисовать. Ставлю на листе точки разного размера. Если ребенок и сам незнает что это, предлагаю ему несколько вариантов: «Может быть это дождик капает? - давай дорисуем тучку (дорисовываем вместе). - А может быть это мячик? - А может быть это рыбка? - давай ей нарисуем глазки, хвостик и т.д. Вот что может получиться» Можно, например, налить на большой лист немного краски и размазывать ее рукой, пальцами, а потом сверху положить маленький кораблик или уточку. Если сложить пальцы в пучок и приложить к бумаге, получится снежинка или цветы.
Полураскрытый кулак дает возможность нарисовать банан, радугу, холмик. Если отпечатывать ладонь ребенка разными цветами на листе, то можно дорисовать бабочку.
Во время совместного рисования я описываю словами все, что мы рисуем, терпеливо объясняю ребенку последовательность рисования, называю каждую деталь, подбадриваю юного художника. Иногда, кажется, что дети выключены из процесса, но если всмотреться в их лица, то можно увидеть спокойный сосредоточенный взгляд и искреннюю добрую улыбку.
Для особого ребенка совместное рисование это способ соприкоснуться с внешним миром, увидеть этот мир по-новому, ощутить себя нужной частью этого мира, это первый маленький шаг к достижению, возможность совершить новые открытия, увидев свой результат, выразить все свои скрытые переживания, почувствовать радость и стать счастливее.
Для одних черкание, каракули на листе ничего не значат, а для других- для самих детей, для их родителей и для меня как педагога – это художественная ценность, шедевры!!!
Опыт приходит поэтапно - вместе с опытом формировалось и убеждение что ««Рисовать надо, чтобы быть счастливым!»