«Дети должны жить в мире красоты, игры,
сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».
Сухомлинский В. А.
У детей с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями снижена работоспособность и мотивация к любым видам изобразительной деятельности. Очень слабо развито творческое воображение. Нарушена двигательная сфера и мелкая моторика, тактильно – двигательное восприятие, пространственная ориентировка. Зрительные, слуховые, кинетические и тактильные процессы восприятия у таких детей замедленны. Внимание неустойчивое, рассеянное. Чаще всего у ребёнка имеются комплекс нарушений (ОДА и зрительные, познавательные). Для них трудно провести прямую линию, разместить рисунок в центре листа, части предмета могут быть не соединены друг с другом, жим на карандаш может быть очень сильным или наоборот слабыми. Все это необходимо учитывать для успешного создания рисунка.
В своей работе стараемся включать в уроки ИЗО и другие учебные предметы такие как математика (тема: «Город геометрических фигур»), русский язык (тема «Дружные буквы»), развитие речи (обогащение словарного запаса, развитие связной речи), чтение (рисование главных героев, иллюстрации к произведению, запоминание стихов с помощью рисунка) и другие. Тем самым в своей деятельности используем межпредметные связи, что позволяет детям более эффективно воспринимать, запоминать и закреплять новую информацию.
Рисуя с ребёнком, можно задать уточняющий вопрос, проверить понял ли он новый материал, повторить пройденные темы. При этом мотивируя ре6бёнка на получение новых знаний, тренируем память, восприятие, внимание, и навыки письма. При написании сюжетной картинки, возможно проговорить с ребёнком о его личных проблемах, или придумать продолжение истории, которую он рисует.
Предметное изображение позволяет развивать чувство пропорции, тренировать различный жим на карандаш, контролировать выход штриховки за границу, развивать чувства цвета. Также, с помощью дополнительных вопросов, дети повторяют, уточняют и запоминают пройденный материал (А какой формы колесо? На какой цвет светофора поедет машина? Сколько слогов в слове «Автомобиль»?, «Давай нарисуем слева от машины дом» и т.п.).