Рисующие дети – это маленькие творцы своего мира.
Мне повезло, я работаю с замечательными педагогами, настоящими профессионалами, преданными своему делу, коллегами уникальной школы «Лицей Бауманский». Вот уже 12 лет преподаю в лицее и приобщаю к искусству дистанционно по республике детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 7 до 13 лет.
Все годы работы — это время постоянного поиска новых методов и творческих идей, что и делает мой труд интересным, удовлетворяющим запросы обучающихся и родителей, то есть результативным! Об этом свидетельствуют и активное участие моих воспитанников на конкурсах и других мероприятиях всех уровней, и их награды.
Мое педагогическое кредо – рисующие дети – это маленькие творцы своего мира. Каждый ребенок рисует то, что видит вокруг, что чувствует. Основная же задача учителя и цель обучения – помочь детям раскрыть этот творческий потенциал, помочь познать окружающий мир, адаптироваться в нем, найти свое призвание. Пути для этого я предоставляю ребятам разные: игры, исследовательские работы, творческие проекты, различные конкурсы.
Работа же с детьми с ограниченными возможностями здоровья требует полной самоотдачи и любви к детям, и к своей профессии. Здесь, когда обучение направлено на совместное с учителем раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, я использую нетрадиционные методы и способ рисования. На первой встрече всегда стараюсь найти контакт с ребенком, выявить его умения и навыки: способность пользоваться карандашом, красками. На последующих же занятиях пытаюсь выяснить его художественную одаренность, для чего использую различные игры, загадки, несложные кроссворды. А потом мы уже именно «творим»: рисуем, лепим, вырезаем, клеим и говорим о взаимопомощи, терпении, трудолюбии и самостоятельности, о любви к ближнему.
Считаю, что огромное значение в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья имеет их эмоциональный настрой. Только положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия таких ( да и не только!) детей!
Здесь основным в моей работе становится метод «педагогического рисунка»: ребенок рисует вместе с учителем. Очень нравится детям это поэтапное, вслед за учителем творчество! В результате у юных художников с ОВЗ, как правило, получается очень успешная работа. Замечу, что при подготовке к таким урокам подбираю пособия, игры, материалы, которые кажутся более увлекательными; организую «свободную» форму деятельности: дети могут работать сидя, стоя - как им удобно; всегда побуждаю своих воспитанников к речевому общению, выражению эмоций, поощряя стремление действовать совместно. Итак, мой педагогический принцип – помочь ребенку раскрыться!
Не только и не сколько его творческому потенциалу, сколько желанию свободно высказывать свое мнение и отстаивать свою точку зрения (по творческой или иной теме), способности задавать вопросы, наконец, возможности стать активным и деятельным человеком!