Творчество - это непременное условие успешной самореализации личности, позволяющее проявить себя в современном мире, в разнообразных жизненных ситуациях, поэтому очень важно вовлекать детей в творческую деятельность с раннего возраста.
У детей, имеющих статус «инвалид» по нозологиям НОДА (ДЦП), зачастую множество ограничений в различных видах деятельности; они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого; они лишены широких социальных контактов, которые есть у обычного ребёнка; в большинстве случаев опыт общения с окружающим миром у них достаточно мал и однообразен. Это может привести к возникновению эмоциональных проблем, что становится серьезным препятствием в развитии и дальнейшей социализации такого ребёнка.
К сожалению, многие дети с ДЦП не имеют возможности проявлять свои творческие способности и реализовывать свой личностный потенциал.
Мне очень часто приходится общаться с родителями и их детьми, имеющими серьёзные диагнозы, в том числе и ДЦП. Чтобы стать для таких детей значимым человеком и помощником, важно уметь установить контакт уже с первых минут общения. Я всегда продуманно подхожу к каждой встрече с такими семьями, подбираю самые эффективные приёмы педагогического общения. Но самое главное – прихожу к детям с улыбкой и открытым сердцем!
Я уже давно отметила, что ребята с ДЦП (даже со сложными параличами и парезами) яркими положительными эмоциями откликаются на предложения заняться творчеством. Для того чтобы процесс рисования стал для ребёнка увлекательным и интересным, подготавливаю (в зависимости от его возраста и степени тяжести диагноза) самые разнообразные яркие изобразительные материалы, придумываю игровой мотивационный момент. Во время непринуждённой дружеской беседы выясняю: умения и навыки ребёнка (способность пользоваться изобразительными материалами, умение проводить линии и подбирать цвета), его предпочтения и объём необходимой помощи взрослого. Это очень важно, ведь любой ребёнок должен знать, что он всё может сам, что он со всем прекрасно справится, если взрослый очень ненавязчиво и продуманно ему поможет.
Сделала вывод, что творческая деятельность приносит ребёнку радость и удовлетворение, когда соблюдается ряд условий: важно создать ситуацию «успеха»; интерес, активность и самостоятельность ребёнка обязательно должны поощряться взрослым; педагог и ребёнок – партнёры и друзья.
Работа по развитию творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья сложна, но несёт в себе огромный заряд положительных эмоций от общения с такими детьми. Видя улыбки этих ребят, их восторг от результата своих трудов, я сама радуюсь и убеждаюсь, как важно оказывать педагогическое сопровождение детей с ДЦП и помогать им видеть мир ярким!